Содержание отчетности

Обыкновенные акционеры имеют право получать отчеты компании (accounts). Грубо говоря (это не совсем технически правильно), от компаний требуется каждый год представлять определенный набор документов. Это официальное юридическое требование. Фондовая биржа, кроме того, требует, чтобы прошедшие листинг компании представляли данные, показывающие полугодовые прибыли (в Америке они представляют их каждый квартал).

Лучше всего смотреть на отчеты как на своего рода стенографический отчет о том, что реально происходит в компании. Голые цифры не вызывают в памяти дымящиеся трубы или торговых агентов в пути. Но когда вы достаточно знакомы с основами анализа отчетов, вы можете понять, что стоит за этими цифрами.

Основными в этих отчетах являются Отчет о прибылях и убытках (profit and loss account), отчет о движении денежных средств (cash flow statement) и балансовый отчет (balance sheet). В соответствии с современными правилами бухгалтерского учета компания также должна представлять заявление о совокупных признанных прибылях и убытках от реорганизации (statement of total recognized gains and losses) и приложение о фактических издержках прибылей и убытков (note of historical cost profits and losses), но на данный момент у нас нет необходимости уделять им много внимания. Другие виды информации, которые определены законодательством, по современным стандартам бухгалтерской отчетности (или фондовой биржи в случае котирующейся компании) обычно содержатся в отчете совета директоров (directors’ report) или в подробных приложениях к отчетам (notes to the accounts). На практике доклад и бухгалтерские отчеты компаний, акции которых торгуются на фондовой бирже, обычно содержат намного больше информации в форме заявления президента компании, обзора годовой деятельности и заявлений о соответствии различным кодексам, и правилах, которых компания придерживается в своей деятельности. Значительную часть документа могут занимать роскошные красочные иллюстрации.