Новые компании на рынке

Когда фондовый рынок находится в стадии повышения, вы можете ожидать потока новых компаний, выходящих на рынок (coming to the market) - впервые допускаемых к официальной котировке своих акций (listing or quote),- что объясняется высокой оценкой, которая присваивается их акциям, и готовностью покупателей их покупать. Сам термин “новые компании”, возможно, создает неправильное впечатление. Это обычно не какое-то новое предприятие, а компании, которые являются новыми лишь для фондового рынка. Их акции впервые могут продаваться и покупаться на фондовой бирже. Более крупные компании могут обратиться за листингом (listing) на саму Лондонскую фондовую биржу (главный рынок (main market), который обычно известен как официальный список (official list)). Небольшие или молодые компании (или компании, которые хотят выпустить на рынок (float) только небольшое количество своего акционерного капитала) могут обратиться за котировкой на Альтернативный инвестиционный рынок, или AIM, который также действует на ЛФБ.

По правилам (и в целом это все еще так) от компании требуется проработать, по меньшей мере, три года, чтобы она могла котироваться на главном рынке. Но времена изменились. Если в традиционных обрабатывающих отраслях может потребоваться много лет, чтобы выстроить бизнес, то фирма в области Интернета может - и часто это действительно так - иметь гораздо более короткий период созревания. Компания-провайдер Freeserve, предоставляющая бесплатный доступ в Интернет, отделившаяся как самостоятельная компания от розничной сети по торговле высококачественными электротоварами и электроникой Dixons, получила разрешение на выпуск акций от своего собственного имени на главном рынке в 1999 г., когда она проработала на Рынке всего около года. Она оценивалась в $1,5 млрд по своей эмиссионной цене, несмотря на то что в это время она еще не приносила никакой прибыли. На тот момент Freeserve была исключением, но позднее в том же 1999 г. Лондонская фондовая биржа объявила о создании “рынка в рынке” под названием techMARK, признавая особенные характеристики и потребности технологических компаний. Хотя techMARK является частью главного рынка, были предложены изменения в правилах листинга, которые бы позволили компаниям выходить на рынок без обычного трехгодичного периода деятельности, при условии соответствия определенным критериям. Ожидалось, что некоторые молодые компании в технологической сфере, которые до этого момента квалифицировались как подходящие для обращения на AIM, в итоге выйдут на главный рынок.

?

Для отдельных инвесторов обращение к акциям новых эмиссий является первым знакомством с деятельностью фондовой биржи. Они могли обратиться к этим акциям с намерением использовать их как объект для инвестиций с целью получения дивидендов. Но они также могут рассчитывать на прибыльную продажу этих “новых” акций в будущем, как только с ними начнут вести биржевую игру (dealings) (позднее мы рассмотрим, почему это часто оказывается хорошей ставкой). Но здесь тоже произошли перемены. Количество новых выпусков, которые предлагаются публике для открытой подписки, в целом за последние годы значительно уменьшилось. Поскольку сегодня основные эмиссии, связанные с приватизацией, прекратились, для многих частных инвесторов наиболее вероятный маршрут для приобретения акций, впервые выходящих на рынок, лежал через покупку акций бывших строительных и страховых обществ.

Фактор Интернета

Интернет является естественным средством для создания информации, доступной большому количеству людей, и возможности, которые он предлагает для маркетинга акций используются еще не до конца. Но будьте осторожны. Международный характер Интернета также делает его идеальным средством для тех, кто пытается продвинуть акции дутых предприятий, которые не удовлетворяют требованиям листинга любой уважаемой фондовой биржи.

Однако при надлежащем использовании Интернета может улучшить доступ к новым эмиссиям акционерного капитала для обычной публики. Почтенные онлайновые брокеры и банки могут распространять акции, которые доступны для подписки среди их клиентов.

Интернет может покушаться на область новых эмиссий и другим способом, о чем свидетельствует пример с Freeserve. Начало нового тысячелетия отмечено потоком новых эмиссий - в основном на рынке AIM - компаний, занятых в том или ином виде интернет-бизнеса. Наличие в названии компании обозначений “.net” или “.com”, по-видимому достаточно для того, чтобы обеспечить рыночную капитализацию на многие миллионы фунтов стерлингов для предприятий, которые никогда не занимались столь прозаическим делом, как получение прибыли. Подобно большинству случаев биржевой моды, энтузиазм инвесторов в отношении так называемых компаний-дот-комов (dotcom) зачастую не знает границ. Инвесторы склонны забывать, что сама природа Интернета, который позволяет использовать новые идеи с удивительной быстротой, способствует возникновению конкурентов и имитаторов и подрывает положение новатора с точно такой же быстротой. На переломе тысячелетия широко предсказывались неприятности, и, кажется, их возникновение более чем вероятно.