Компании с большими активами

Существуют отдельные виды компаний, где активы, или значительная доля активов, могут быть оценены достаточно точно и с легкостью проданы. К подобному роду компаний относятся компании, чей основной бизнес связан с владением собственностью, с владением акциями других компаний или в структуре баланса которых преобладают наличные средства или инвестиции. К этой же категории относятся и компании, занятые такой деятельностью, которая влечет за собой управление большим количеством объектов собственности: некоторые сети магазинов; гостиничные и пивные компании, которые владеют большим количеством пивных баров.

В этих случаях стоимость чистых активов может и действительно влияет на цену, которую инвесторы заплатят за акции на фондовом рынке. Принято говорить, что акции продаются с премией (выше) по сравнению с чистой стоимостью активов или со скидкой (ниже) к чистой стоимости активов. Размер премии или скидки выражается в процентах. Если компания XYZ Holdings имеет показатель чистых активов на акцию (или NAV) 100 пенсов, а на рынке акции стоят 90 пенсов, то эти акции продаются со скидкой к стоимости активов 10%. Если рыночная цена составляет 108 пенсов, акции продаются с премией к активам 8%. Из-за налогообложения и в силу других причин акции компаний, занимающихся инвестициями в недвижимость, и инвестиционных фондов обычно продаются со скидкой к стоимости активов, исключая периоды рыночной эйфории.

Легко реализуемые активы (readily saleable assets) являются наиболее важными, когда в воздухе пахнет поглощением. Компания с высокими доходами, но небольшими активами может попытаться приобрести компанию с большими активами, чтобы увеличить ее стоимость. А компания, которая получает предложение о покупке, будет утверждать (не всегда успешно), что цена поглощения должна быть, по крайней мере, такой же высокой, как и стоимость ее активов.