Как развивались форвардные рынки

Если принципы, на которых построены фьючерсные и опционные рынки, довольно просты, то механизм их функционирования является намного более сложным. В качестве стартовой точки для понимания этого механизма лучше всего взять форвардные (forward) товарные рынки, где действуют соответствующие методы.

Чтобы сконцентрироваться на существенных элементах, а не на деталях конкретного производного инструмента, мы придумаем физический товар - назовем его просто “коммоди-тум”, который представляет собой обычный металл, используемый во многих производственных процессах.

Итак, имеется свободный рынок, на котором коммодитум может продаваться и покупаться. В обычном случае цена коммодитума будет расти или падать в зависимости от баланса продавцов и покупателей на этом рынке. При этом она может колебаться достаточно широко. Горнодобывающие компании, которые добывают коммодитум, очевидно, хотят получить как можно более высокую цену за свой товар. Фабриканты, которые используют коммодитум в своих изделиях, напротив, хотят купить его как можно дешевле. И производители, и потребители этого товара могут иметь один общий интерес: существуют моменты, когда они хотели бы снизить неопределенность в отношении цены на этот товар. Производитель не может эффективно планировать свое производство коммодитума, если он не знает, получит ли $500 или $1500 за тонну, когда у него будет готовый к продаже запас товара через шесть месяцев. Фабриканты, которые используют коммодитум в своих изделиях, не могут эффективно спланировать свой бюджет, если они не знают, будут ли они платить $500 или $1500 за тонну коммодитума, когда им через шесть месяцев потребуется пополнить запас этого товара на складах.

Итак, обеим сторонам имеет смысл уменьшить или устранить неопределенность. Как они могут это сделать? Один из способов заключается в том, чтобы производитель и фабрикант договорились сегодня о той цене, по которой один купит, а другой продаст коммодитум через шесть месяцев. Предположим, что сегодняшняя цена на коммодитум с немедленной поставкой (говоря техническим языком, цена спот (spot price) составляет $1000 за тонну. Обе стороны считают, что цена этого товара скорее возрастет, чем упадет, за последующие шесть месяцев, хотя вероятность падения не может сбрасываться со счетов. И после больших споров они, в конечном счете, сходятся на цене в $1100 за тонну коммодитума, которая будет поставлена через полгода. Горнодобывающая компания обязуется через шесть месяцев продать 20 тонн коммодитума по цене $1100 за тонну, а фабрикант берет на себя обязательство купить эти 20 тонн по цене $1100 за тонну.

Кто выиграет, а кто проиграет от этого соглашения, зависит от того, что действительно произойдет с ценой на коммодитум на рынке шесть месяцев спустя. Если цена товара с немедленной поставкой спустя шесть месяцев упадет до $900 за тонну, фабрикант обнаружит, что он платит $1100 за тонну товара, который он может купить на рынке по $900 за тонну, соответственно он потеряет некоторую сумму. Производитель же коммодитума окажется в выигрыше. Если цена товара с наличной поставкой через шесть месяцев составляет $1400 за тонну, производитель проиграет в результате предварительной договоренности о том, что он осуществляет поставку по цене $1100 за тонну, а фабрикант сэкономит себе целую кучу денег.

Однако обе стороны сделки устранили неопределенность. У них была зафиксирована цена, на основе которой они могли строить свои планы. И именно для того, чтобы обеспечить эту определенность, были созданы форвардные рынки. Форвардный рынок - это такой рынок, на котором покупатели и продавцы могут установить цену на товар, который будет поставляться в определенный день в будущем. В нашем примере с коммодитумом мы взяли срок поставки в шесть месяцев. Но с таким же успехом товар мог быть поставлен через три или через девять месяцев. Таким образом, на этих форвардных рынках будет предлагаться целый ряд цен. Мы могли бы говорить о цене “трехмесячного коммодитума” (коммодитум с поставкой через три месяца), “шестимесячном коммодитуме”, “девятимесячном коммодитуме” и т. д. Кроме того, мы предположили, что имеет место единственная сделка между одним производителем ком-модитума и одним фабрикантом. В реальной жизни будет существовать целый ряд лиц, согласных предложить коммодитум с поставкой через шесть месяцев, и ряд потенциальных покупателей коммодитума с поставкой через шесть месяцев. Цена “шестимесячного коммодитума” будет отражать взгляды всех потенциальных продавцов и покупателей.