Государственные финансовые органы

Чтение отчетов о состоянии денежных рынков требует определенного навыка. Не многие читатели, которые не работают в финансовом бизнесе, полностью разберутся в соответствующих технических подробностях. Когда денежные рынки (money markets) дают сигнал о вероятных тенденциях в поведении процентных ставок, возможно, где-нибудь на финансовых страницах появится менее техническая интерпретация происходящего. Денежные рынки - это рынки, на которых занимаются и ссужаются деньги в больших количествах на относительно короткие периоды времени (часто очень короткие). Фактически это рынки депозитов и кредитов. Но они также являются рынком для различных видов краткосрочных ценных бумаг, которые почти эквивалентны деньгам.

Ответственность за функционирование денежных рынков сегодня делится между различными государственными финансовыми органами (ранее почти единоличную ответственность за их деятельность нес Банк Англии). Вежливый контроль исходит от Управления финансового надзора. Министерство по управлению долгом (DMO) (исполнительное подразделение Казначейства) ответственно за управление денежными потоками правительства и за эмиссию казначейских векселей (см. далее). А Банк Англии, как и прежде, действует на денежных рынках в интересах проведения денежно-кредитной политики и сглаживает диспропорции в обеспеченности наличными средствами между Банком и частным сектором. Но и сегодня его реальные функции более широкие.

Лейбористское правительство после прихода к власти в 1997 г. передало текущую ответственность за монетарную политику Банку Англии. Решения о процентных ставках ранее принимались правительством и просто проводились Банком в жизнь. С 1997 г правительство оставило за собой право вмешиваться только в исключительных обстоятельствах и в течение ограниченного времени. Перед Банком была поставлена задача удержания уровня инфляции примерно в 2,5%, на основе показателя, который исключает участие ипотеки. Поскольку процентные ставки являются главным инструментом, который сегодня используется для контроля над инфляцией, это означает, что решения Банка о ставках кредитования имеют определяющее значение.

Степень, в которой процентные ставки определяются рынком или диктуются властями (в данном случае Банком), часто вызывает замешательство. В основном ситуация выглядит следующим образом. Процентные ставки день за днем определяются спросом и предложением денег и обычным конкурентным давлением. Банк Англии непосредственно не диктует ту ставку, которую ваш банк взимает за пользование овердрафтом. Но частные коммерческие банки время от времени нуждаются в том, чтобы занять средства от правительства через посредничество Банка, или могут оказаться в ситуации, когда они будут вынуждены это сделать (мы рассмотрим этот механизм позднее) Другими словами, Банк Англии, как центральный банк страны, является кредитором последней инстанции (lender of last resort) для всей банковской системы. Масштабы возможного кредитования с его стороны, а также условия этого кредитования могут использоваться для влияния на уровень процентных ставок во всей экономике.

Коммерческие банки не соглашаются кредитовать под ставку процента ниже той, которую они сами должны платить за деньги. Поэтому если Банк Англии повышает ставку процента, по которой он согласен предоставить кредит коммерческим банкам, то они обычно поднимают те ставки, которые взимают со своих клиентов. Таким образом, повышение в кредитных ставках Банка Англии проходит через всю банковскую систему и на практике будет, возможно, означать, что ставка, которую вы платите по своему овердрафту, тоже возрастет. Комментаторы из средств массовой информации, в частности, зачастую не очень точны, когда говорят о процентных ставках, идущих вверх или вниз, не поясняя, о каких именно процентных ставках они говорят.

Орган, который принимает решения о процентных ставках внутри Банка Англии,- это Комитет по денежно-кредитной политике (Monetary Policy Committee). Он состоит из четырех представителей Банка и четырех внешних экспертов плюс Управляющий Банка. Решения принимаются большинством голосов, при этом Управляющему принадлежит право решающего голоса в безвыходных ситуациях. Комитет собирается раз в месяц, и его решения немедленно публикуются. Через 13 дней публикуются стенограммы заседаний. Перед каждым заседанием пресса широко обсуждает вероятность изменения официальных процентных ставок. Позднее подробному изучению подвергаются стенограммы заседаний, поскольку они показывают, какова степень согласия или разногласий была между членами комитета, и, следовательно, могут дать подсказку о наиболее возможном результате следующего заседания. Как мы видели, рыночные ставки процента будут отражать спрос и предложение на рынке на краткосрочные средства, но также, разумеется, будут отражать ожидания относительно будущих движений процентных ставок. Публикации стенограмм заседаний Комитета помогают уменьшить неопределенность за счет понимания характера его рассуждений.

Функции денежных рынков

Одна из функций денежных рынков состоит в том, чтобы передавать решения об официальных процентных ставках. Зачем еще нужны денежные рынки? Они являются краткосрочным аналогом рынков долгосрочных инвестиций на фондовой бирже. Фондовая биржа перегоняет долгосрочные сбережения в долгосрочные инвестиции. Денежные рынки позволяют направлять деньги, которые доступны в течение более короткого периода, к тем, кто может их использовать, а также обладают хорошим качеством превращать очень краткосрочные депозиты в деньги, которые могут быть предоставлены в кредит на более длительные сроки. Как мы видели, это не просто рынок депозитов, но также и множество форм краткосрочных долговых обязательств или финансовых инструментов (financial instruments), которые стоят близко к деньгам, потому что они подходят для продажи на рынке (marketable). Другими словами, они могут быстро быть превращены в деньги за счет продажи на рынке. Мы разберемся со всем этим позднее.

Итак, денежные рынки выполняют несколько функций. Во-первых, в любой момент времени найдутся банки, которые испытывают временную нехватку денег, и другие институты, которые имеют их в избытке; деньги будут изъяты из одного банка и размещены в другом. Требуется такой механизм, чтобы банки, которые испытывают временный дефицит средств, могли занять средства, в которых они нуждаются, а те, которые имеют временный избыток средств, могли пустить их в дело.

Во-вторых, банки в любом случае хотят держать определенную часть своих ресурсов в такой форме, которая позволит им получить их в случае необходимости как можно быстрее. Это означает их помещение на депозиты в других финансовых институтах или покупку краткосрочных финансовых инструментов.

В-третьих, хотя банки получают большую часть своих стерлинговых средств со счетов индивидуальных вкладчиков (розничные депозиты, retail deposits), они также в больших количествах занимают средства у компаний, финансовых институтов и местных органов власти, имеющих краткосрочные избытки наличных средств, которые должны работать (оптовые средства, wholesale funds). Аналогичным образом эти институты занимают средства на денежных рынках, когда испытывают нехватку собственных средств.

Наконец, мы обращаемся к денежным рынкам как к мосту между правительством и частным сектором. Необходим механизм, чтобы сгладить дисбалансы в предложении денег между банковской системой в целом и правительством. Бывают моменты, когда система коммерческих банков страдает от недостатка денег, потому что, например, частные лица или компании снимают средства со своих банковских счетов, чтобы заплатить налоги государству. Власти также могут воздействовать на количество денег, доступных для системы коммерческих банков, через прямую продажу правительством государственных облигаций или казначейских векселей частному сектору, который должен перевести деньги правительству, чтобы заплатить за них. Если же государственные ценные бумаги продаются напрямую банкам, а не небанковскому частному сектору (non-bank private sector) (частным лицам или организациям, отличным от банковских институтов, или государственным организациям), то они непосредственно не повлияют на широкое денежное предложение, так как не воздействуют на обязательства (пассивы) банковской системы.

Подобные операции могут вызвать дефицит денег в банковской системе. Предположим, что правительство выпустило государственные облигации для продажи публике. Чтобы заплатить за облигации, скажем, на $500 млн, публика должна снять со своих депозитов в банковской системе $500 млн. Следовательно, эти деньги покинули бы коммерческие банки и были бы заплачены правительству. При прочих равных условиях в банковской системе образовался бы дефицит наличных, который Банк мог бы использовать для увеличения своего влияния на коммерческие банки.

Денежные рынки формируют механизмы, для того чтобы справиться со всеми этими разнообразными требованиями. Рынки подразделяются на две основные части (сейчас мы говорим о стерлинговом рынке - параллельно с ним существуют депозиты в иностранной валюте). Существует рынок, который обеспечивает взаимодействие между правительством и частным сектором, который обычно известен как учетный дисконтный рынок (discount market). В прошлом он работал немного по-другому. И существует рынок денег между институтами частного сектора, который иногда называют межбанковский рынок (inter-bank market), хотя его клиентура не ограничивается банками.